25 декабря 2018года
на базе ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева» - (БСПОО) прошла региональная научно-практическая конференция
«Развитие системы взаимодействия с работодателем
как путь совершенствования содержания образовательных
программ среднего профессионального образования»
В работе конференции приняли участие руководители государственных профессиональных образовательных учреждений, работодатели, руководители Учебных центров профессиональных квалификаций, научные и профессионально-педагогические работники образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
В соответствии с программой конференции на пленарном заседании, заседаниях секций заслушаны и обсуждены доклады и выступления.
Участники конференции подчеркивают, что в современных социально-экономических условиях основными ориентирами перспективного развития являются подъём и развитие региональной экономики на основе современных средств и методов производства; поддержание стабильных социально-экономических условий жизни граждан.
Реализация данных задач неразрывно связана с подготовкой качественных профессиональных кадров, способных обеспечить инновационные тенденции развития производства во всех отраслях и секторах региональной экономики.
В ходе конференции были рассмотрены: актуальное состояние системы профессионального образования в Брянской области и проблемы его модернизации.
Основной целью профессионального образования является обеспечение регионального рынка высококвалифицированными кадрами, востребованными работодателями.
Профессиональное образование должно быть ориентировано на нужды перспективных производств на основе регионально-отраслевых прогнозов потребности, в обеспечении модернизируемых и новых рабочих мест квалифицированными кадрами, в стимулировании творческой активности молодёжи и создании условий для её эффективной занятости.
На первый план выдвигаются задачи приведения структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, повышения качества подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, престижа соответствующих профессий и специальностей и привлекательности соответствующих образовательных программ.
Данные задачи обуславливают основополагающее условие: будущий облик системы регионального профессионального образования возможно сформулировать только в совместной работе образовательных организаций с работодателями и профессионально-общественными объединениями.
Учитывая вышеизложенное, в целях активизации деятельности в сфере развития человеческого потенциала и достижения нового качества регионального профессионального образования участники региональной научно-практической конференции «Развитие системы взаимодействия с работодателем как путь совершенствования содержания образовательных программ среднего профессионального образования» считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и накопленным опытом.
Результаты совместной работы нашли отражение в следующих рекомендациях:
Организаторам конференции:
опубликовать настоящую резолюцию в «Учительской газете»;
разместить Резолюцию на официальных сайтах организаторов конференции.
Руководителям профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования:
активизировать работу по внедрению дуальной формы реализации образовательных программ, привлечению представителей организаций работодателей к разработке и реализации образовательных программ, независимой оценки квалификаций выпускников, созданию структурных подразделений на базе организаций работодателей;
осуществлять систематическое изучение рынка труда в аспекте будущей занятости выпускников, учитывать его результаты при разработке основных образовательных программ, программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
расширить практику участия обучающихся в региональных чемпионатах по стандартам Worldskills Junior с целью повышения профориентационной направленности регионального движения Worldskills Russia;
совершенствовать организацию и проведение отборочных соревнований среди обучающихся внутри профессиональных образовательных организаций на право участия в Региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldskillsRussia);
обеспечить условия для апробации проведения государственной итоговой аттестации обучающихся в форме демонстрационного экзамена с учетом требований стандартов WorldskillsRussia;
проводить промежуточную аттестацию по завершении освоения профессиональных модулей с элементами демонстрационного экзамена;
учитывать приоритетный характер Списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минтруда России от 2.11.2015 года № 831 и потребностей региональной экономики при стратегическом управлении образовательной организацией;
совершенствовать практики анализа результатов внешней и внутренней оценки качества образования, механизмы использования аналитических материалов при планировании деятельности образовательной организации;
модернизировать систему повышения квалификации работников образовательной организации в соответствии с современными принципами и моделями корпоративного образования;
совершенствовать профориентационную работу с учетом новейших достижений в области педагогики, психологии и психофизиологии;
разрабатывать программы ранней профориентационной работы с целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся и, в дальнейшем, их успешности в профессиональной деятельности;
-обеспечивать преемственность содержания программ профориентационной работы с обучающимися на всех этапах образовательной деятельности;
обеспечить использование информационно-коммуникационных технологий в профориентации;
осуществлять адресное сопровождение социально-профессиональной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, лица с инвалидностью и с ОВЗ, одаренные обучающиеся);
осуществлять разработку электронных образовательных ресурсов с учетом требований мультимедийности и практико-ориентированности; внедрения в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий;
обеспечить содействовать взаимодействие педагогических работников и специалистов в области ИКТ при разработке электронных образовательных ресурсов, материалов для электронного обучения;
создавать условия для повышения профессиональной компетентности педагогических работников системы образования в
соответствии с требованиями профессиональных стандартов «Педагог профессионального обучения, профессионального образования»;
расширить практику организации стажировок педагогических работников на базе ведущих профессиональных образовательных организаций и работодателей;
осуществлять научно-методическое и консалтинговое обеспечение внедрения практико-ориентированных форм в сопровождение профессионального самоопределения, социально - профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников (профессиональные пробы, конкурсы, чемпионаты, ролевые и имитационные игры, тренинги, мастер-классы).
Департаменту образования и науки Брянской области:
продолжить работу по формированию инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования и профессиональной ориентации путем:
перехода к реализации образовательных программ в соответствии со Списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (утв. приказом Минтруда России от 2.11.2015 года № 831); разработки Списка востребованных и перспективных на региональном рынке труда профессий и специальностей («ТОП-Регион»);
обеспечить взаимодействие государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных организаций и их социальных партнеров по созданию специализированных центров компетенций по стандартам WorldskillsRussia;
содействовать развитию практико-ориентированного обучения, привлекая потенциальных заказчиков кадров к практическому обучению и занятости на производстве обучающихся;
способствовать формированию и развитию инфраструктуры оценки качества образования, поддержки региональных практик профессионально - общественной аккредитации;
координировать взаимодействие муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций разных типов и их социальных партнеров по сопровождению профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся.